Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта
Идеальная кассационная жалоба по уголовному делу

Недавно я, сам того не понимая, написал идеальную кассационную жалобу в Верховный Суд. Три страницы. Четырнадцатый шрифт. Без особых надежд. Скорее для того, чтобы зафиксировать свою непричастность к описанным в ней событиям и не оказаться на скамье подсудимых с причастными. 

Дело по жалобе было истребовано Верховным Судом из суда первой инстанции. А дальше произошли события, не менее интересные, чем предшествовавшие, послужившие поводом к жалобе. Обо всем этом я постараюсь рассказать позднее, если обстоятельства позволят. Сейчас не об этом.

Сейчас о том, какой должна быть кассационная жалоба по уголовному делу, о чем подробнее написано в моей статье Праворуб: Как отменить приговор в кассации? (БАМ*), комментарием к которой и является эта история. Итак, жалоба должна быть короткой и простой, как если бы вы писали ее для дебилов или детей детсадовского возраста. О нет, не потому что я считаю судей Верховного Суда слабоумными, а потому что… так требует закон. 

Вернемся к матчасти в ст. 401.15 УПК РФ (подробнее об этом — в указанной выше публикации):

Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела

Еще раз: только существенные нарушения закона. Простые и понятные, не требующие долгих объяснений. Если объяснения требуются, значит — не то. Хотите критерий?

Нарушения должны вызывать чувства, как на картинке выше, сопровождающиеся словами, не употребляемыми в приличном обществе

Не вызывают? Значит — не то. Жалоба не получится. В этом суть работы в кассационной инстанции. Искать, а не писать. Если найдете, напишется само. Коротко и просто. Как для детского садика. Большего не надо. 

Прекрасный пример существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона — преступления против правосудия (глава 31 УК РФ). Нарушения уголовно-процессуального закона с максимальной степенью общественной опасности и потому нарушающие уже и уголовный закон. Просто подарок. Жалоба выглядит, как приговор вашим оппонентам? Так и должно быть. 

Разумеется, врать и голословить нельзя. Все должно быть качественно и добротно, подтверждено доказательствами. Материалами дела, а не непонятного происхождения фото, видео, аудио — врага придется бить его же оружием, своего у нас нет, тут без иллюзий (об этом отдельная тема — Праворуб: Доказать невиновность или не дать доказать виновность?). 

Все остальное (рядовые слабенькие доводы) именуется в отказных постановлениях кассационных судей «попыткой переоценки доказательств». Ни рыба, ни мясо. Не работает. Для скептиков: даже описанное выше — не гарантия (тут опять же без иллюзий).

Всем удачи. Работайте, братья!

Автор публикации
ПРО
Россия, Москва и Московская область, Москва
Только уголовные дела. Следователь с 1998, прокурор с 2001, адвокат с 2002.
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (58)

      Уважаемый Олег Витальевич, да! Краткость в этом деле = мастерство. Главное, чтобы доверитель не мешал написанию короткой и простой жалобы. Увы, даже многие юристы до сих пор думают, что надо целые фолианты писать. Конечно, судья же обязательно прочтёт!

      +12
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Васильевич, цитата из Николая Рыленкова:
        Гусиные иль золотые перья, –
        Закон один, открытый не вчера:
        Писать умеют даже подмастерья,
        Зачеркивать же – только мастера.
        Цитата подарена адвокатом, на которого я стараюсь равняться, Александром Гофштейном. Передариваю(hi)

        +21

      Уважаемый Олег Витальевич, благодарю за материал — он закрывает важный пробел в понимании обжалования.

      В практике регулярно сталкиваюсь с ситуацией: человек приходит за кассацией и воспринимает её как продолжение апелляции — «давайте просто усилим то, что уже написано». Иногда даже подсказывают, что именно «нужно добавить».

      Но кассационная жалоба — это не переписывание апелляции, — мы с Вами знаем. Это другой уровень работы: анализ существенных нарушений права, выстраивание иной логики доводов и иной юридической конструкции.

      Да, определённые части текста могут совпадать — это неизбежно. Но те самые «незаметные» формулировки и акценты как раз и делают жалобу кассационной, а не апелляционной.

      Соответственно, и трудозатраты здесь значительно выше — как интеллектуальные, так и временные.

      Донести это до доверителя бывает непросто. Поэтому подобные разъяснения действительно полезны — они помогают сформировать более реалистичное ожидание. Спасибо за статью.

      +13
      Свернуть ветку

        Уважаемый Игорь Иванович, действительно, разницу между апелляцией и кассацией понимать нужно. 
        трудозатраты здесь значительно выше — как интеллектуальные, так и временныеПочему в кассации трудозатраты выше, если перечень оснований пересмотра дела меньше, чем в апелляции (и объем жалобы меньше соответственно)?

        +14
        Свернуть ветку

          Почему в кассации трудозатраты выше, если перечень оснований пересмотра дела меньше, чем в апелляцииУважаемый Олег Витальевич, так Вы сами тут и ответили — писать много и скучно могут (почти) все, а вот действительно подумать и найти то, что «зацепит» суд, требует много больше опыта, усилий и времени ;)

          +16
          Свернуть ветку

            Уважаемый Иван Николаевич, времени на кассацию уходит вдвое больше, чем на апелляцию. Это известно всем.

            Кассация — это уже не про «суд ошибся», а про «нарушение права». Здесь нельзя спорить о фактах. Нельзя пересказывать. Это как работа минёра. Он идёт по минному полю медленно, проверяя каждый шаг. Чтобы пройти всё поле, нужно двигаться осторожно. Бежать нельзя.

            Так и здесь: текста меньше, а работы больше. Каждое слово проверяешь, сверяешь норму, взвешиваешь формулировку.

            Апелляцию пишешь быстрее и «много текста». Кассацию — дольше думаешь, «мало текста». Попробуй написать жалобу на 2 страницах, из расчёта пройденных инстанций, и 5-20 судебных заседаний. Мозг кипит…

            +13

            Уважаемый Иван Николаевич, попробуем...

            1. Требование писать кратко, просто и прежде подумав к апелляции относится ровно в той же степени, что и к кассации. 

            2. Содержание (о чем писать) в апелляции шире, чем в кассации, поскольку шире перечень оснований пересмотра дела — в апелляции в отличие от кассации обсуждают помимо вопросов права также и вопросы факта (ст. 389.16 УПК РФ), от чего в кассации мы избавлены. 

            3. Мы с Вами выше согласились, что чем выше инстанция, тем короче жалоба. 

            Поэтому я не вижу, где в апелляции можно сэкономить на трудозатратах. 

            +8

        Уважаемый Игорь Иванович, известно, что текст апелляционной жалобы в кассационную копируют очень ленивые и недобросовестные юристы. 
        Вы правы — тексты апелляции и кассации должны значительно отличаться друг от друга.

        +1

      Уважаемый Олег Витальевич, «краткость — сестра таланта», отлично описывает суть Вашей публикации, абсолютно согласна с Вами!
      На самом деле, важно в жалобе писать именно то, на чем необходимо акцентировать внимание суда, чтобы действительно у суда возникли сомнения относительно вынесенного нижестоящими инстанциями судебных актов (Y)

      +5
      Свернуть ветку

        Уважаемая Елена Анатольевна, краткость, конечно, сестра… Но кассационная жалоба должна быть короткой не по этой причине, а потому что законом запрещено обсуждать в кассации половину из тех вопросов, что мы обсуждаем в нижестоящих инстанциях. 
        А мужики-то не знают

        +7

      Уважаемый Олег Витальевич, цыплят по осени считают, так что идеальная жалоба — это жалоба, повлекшая положительные изменения дела. Форма, содержание, объем, структура и стилистика жалобы для доверителя вторичны, был бы результат. А вот как сделать кассационную жалобу реально рабочим инструментом — большой вопрос. Хотелось бы узнать секрет эффективности доводов жалобы от верхних судей без теоретических догадок, а по факту, да кто же о них раскажет. Да и есть ли они эти доводы? Свечку ставить? В эффективность кассаций слабо верится — непрогнозируемая погрешность, помноженная на удачу. А тему Вы подняли правильную, задумчивую, спасибо!

      +6
      Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, да, это я у Вас читал раньше. Согласен, не поспоришь. Настолько, что уже несколько лет не могу для себя решить — получать статус защитника по УД со всеми нервоплюшками или ну его…

          +5
          Свернуть ветку

            Уважаемый Дмитрий Александрович, у меня ситуация обратная. Удостоверение действует до осени 2027-го. Наблюдаю(bandit) стоит ли через 1,5 года получать новое, или ну его…

            +5

      Уважаемый Олег Витальевич, много кому приписывается цитата: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко».

      Действительно, написать кратко и емко гораздо сложнее, чем наворотить в жалобе горы всяких доводов, никому не интересных.

      Но с другой стороны, обывателю кажется, что мерилом адвокатского профессионализма является умение составлять длинные жалобы. Короткие жалобы на его взгляд — это работа на… Как тут культурно выразиться, кто подскажет?

      И приходиться доказывать, что суду гораздо проще отказать в удовлетворении длинной жалобы с водой в тексте, чем жалобы с одним железобетонным доводом.

      +7
      Свернуть ветку

        Уважаемый Фаниль Рафисович, я эту заметку написал в период сдачи своему клиенту жалобы в Верховный Суд. То есть, написал жалобу, отправил почитать. А тем временем, предполагая, что возникнут те самые вопросы, написал готовый на них ответ здесь на Праворубе. 

        Когда писал жалобу, резал ее нещадно. Задача была — влезть в 10 страниц. Почему 10? Такую планку установил покойный Генрих Падва, о чем нам рассказал его ученик Александр Гофштейн, попутно поделившись стихотворением.

        Задача не выполнена. Получилось 13 (а апелляционная когда-то была на примерно 50-ти). Но и клиенту все понравилось, вопросов по объему не возникло. Ну, это потому что давние доверительные отношения — 7 лет уже за правду бьемся. Огонь и воду прошли. 

        Короче, нужно вести разъяснительную работу. Праворуб нам в помощь.

        +9
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, хм… В свое время на сайте бывшего олигарха- иноагента публиковали ходатайства и жалобы защиты. По первому делу команду адвокатов курировал Генрих Павлович, что то я не помню от них кратких жалоб)) Впрочем и по второму делу тоже. Мне, кстати, больше нравились хлесткие жалобы Ривкина и Краснова. Не все мэтры скупы на большие бумаги))

          +5
          Свернуть ветку

            Уважаемый Дмитрий Александрович, ну, не получается короче потому что. И у меня не получилось даже по делу, объемом до поступления в суд в жалкие 3 тома. А когда 300 томов...

            +6
            Свернуть ветку

              Уважаемый Олег Витальевич, а если железобетонных доводов мало, допустим 2, то логичнее писать 2 очень-очень короткие жалобы — по одному на жалобу, чтобы их было труднее «не заметить», одну от защитника другую от подзащитника?! Что то в этом есть...  (может быть двойная оплата?))

              +3
              Свернуть ветку

                Уважаемый Дмитрий Александрович, да. Вообще хорошая ситуация, когда ты на защите не один. Тогда можно разделить позицию на несколько подпозиций. Одной-то попой сидеть на двух стульях все же не айс.

                +2

      Доброго времени суток. Три страницы — это мощно с учетом того, что первый лист это данные участника дела, наименование «кассационная жалоба» и описание движения дела по инстанциям с кратким содержанием принятых решений. Последняя страница — прошу и приложения. Самой жалобы у Вас было полтора листа, очень хочется почитать. При написании кассационной жалобы самое трудное это сокращать и выбрасывать мусорные доводы.
      Несколько лет назад осужденный показал мне кассационную жалобу объемом под 100 листов, сшитую как книжка, с гордостью сообщил, что за шедевр уплачено 300 тысяч рублей. Я открыл первый лист жалобы с краткими доводами и сказал, что в удовлетворении жалобы откажут, т.к все доводы сводились к переоценке доказательств (суд оценил так, а нужно было по другому). Осужденный обиделся, забрал жалобу и ушел, но прошло три года, он не возвращался, чтобы посмеяться над моим комментарием.

      +11
      Свернуть ветку

        Три страницы — это мощноУважаемый Владимир Юрьевич, Вам правду скажу. Чудес не бывает. Это была жалоба на постановление суда об изменении меры пресечения на заключение под стражу. Чудовищным образом, не взирая на все новые веяния и гуманизации, человека закрыли самым чудовищным (прямо скажем — преступным) способом. 

        Но...

        Слышали, наверное, башкирскую историю про мальчишку, не достигшего 16-летнего возраста, посаженного за преступление, возраст уголовной ответственности по которому — с 16 лет. Канонический, небывалый (как я думал) случай. Мечта адвоката-эстета. Я бы исхитрился уместить жалобу на 1 страницу(wasntme) Кстати, насколько тяжело эта судебная ошибка исправлялась:x

        +9
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, ошибка произошла по результатам переквалификации деяния в суде, либо ошибка тянется со стадии следствия? Дело в том, что следователь при окончании дела заполняет статистические карточки. Раньше они были бумажные, сейчас они электронные и в них зашит механизм простейшей проверки обстоятельств дела. Например возраст обвиняемого вступает в конфликт с квалификацией, высвечивается ошибка. Встречал в практике, когда судья рассматривал дело о грабеже, совершенном 15-летним парнем, переквалифицировал деяние на мошенничество, не обратив внимание, что уголовная ответственность с 16 лет. Дело было без лишения, приговор поправили. Если судья принимает решение лишить несовершеннолетнего свободы, это исключение — перепроверять нужно трижды.

          +7
          Свернуть ветку

        Уважаемый Владимир Юрьевич,  Вы наверное согласитесь, что и двух страниц иногда много (плюс титул).
        Реально работает один абзац и второй для страховки, если отмахнутся от первого.
        В «победном» кассационном определении видим один довод и всё.

        +7
        Свернуть ветку

      Олег Витальевич, спасибо за статью, коллегам спасибо за обсуждение, в которых и рождаются определенные стандарты качества, на которые мы и ориентируемся. И пусть лучше мы их будем создавать коллективно, чем их нам навяжут оппоненты.

      +7
      Свернуть ветку

      Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за тему, хотя она достаточно побитая.
      Я никогда не стремлюсь к краткости кассационной жалобы. Больше забочусь о том, чтобы в ней были законченные мысли, ясно сформулированные доводы и однозначная их юридическая мотивировка. Согласитесь, никогда не знаешь, что конкретно из доводов может «выстрелить». То, что хорошо «стреляет» в одном КСОЮ, в другом оборачивается пшиком. Да даже в одном суде и даже у одного и того же судьи сегодня один подход к доводу, а завтра (по другому делу, хотя ситуации как две капли воды похожи) — другой.
      Последняя моя кассационная жалоба в КСОЮ-2 состояла из 3 доводов на 3,5 листах 14-шрифтом. И что? Первые два довода в кассационном определении отвергнуты понятным языком. А третий? Ну он же там был и я тыкал в больные места (на случай, если глаза не увидят)? А не было его. Мне показалось. 
      В ВС РФ написал на 4 листах 13-шрифтом. И чтобы всё-таки «он там был» только его и оставил. Второй месяц на исходе. Пока тишина.

      +5
      Свернуть ветку

        никогда не знаешь, что конкретно из доводов может «выстрелить»Уважаемый Курбан Саидалиевич, это так. Это заставляет нас подстилать соломку, где только можно. 

        С другой стороны, это идет нам в минус, когда они применяют свой подленький приемчик — из 10 доводов ответить на 7, а 3 оставшихся (самых болезненных) не заметить. А ведь они так делают практически всегда. 

        В этой ситуации мне комфортнее взять игру на себя. Я сам отрежу эти 7 доводов, на которые они с таким удовольствием готовы ответить. А 3 оставшихся, которые им не нравятся, напишу крупным шрифтом.

        +5
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич,
          Я сам отрежу эти 7 доводов, на которые они с таким удовольствием готовы ответить.Не знаю, страшно как-то соломку выбрасывать в уверенности, что потом локти не будешь кусать. Но в последнем случае я всё же решил это попробовать. Посмотрю результат.
          И ещё.
          При выборочной кассации я для себя определил два подхода:
          1) доводы должны иметь фундамент в теле обжалуемого судебного акта. Т.е., нарушения с той или иной ясностью должны быть видны из его текста;
          2) если доводы кажутся убедительными, но обжалуемый акт по тексту безупречен, то к жалобе желательно приложить копии тех материалов (протоколов судебного заседания, следственных действий, постановлений и др.), которые подтверждают нарушения.

          +4
          Свернуть ветку

            Уважаемый Курбан Саидалиевич, по 1-му пункту согласен абсолютно. Да, нарушения должны быть явными и очевидными, торчащими в глаз прямо из обжалуемых решений.

            По 2-му пункту согласен относительно. Да, должно быть подтверждение. Как — вопрос творчества. Я практикую жалобы с иллюстрациями. Прямо в самой жалобе, чтобы читающему далеко ходить не надо было — вот фоточка, пожалуйста.

            +7

      Уважаемый Олег Витальевич,
      спасибо за поднятую тему!
      Хотя, как написал Курбан Саидалиевич, тема «побитая», тем не менее, она вызвала живой интерес у многих коллег! 
      Это значит, что тема очень актуальна и будет такой всегда!
      Я никак не могу уложиться в 10 листов, при написании кассационных жалоб, значит, буду «тренироваться» дальше! А Ваши статьи, помогают в этом стремлении!

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемый Алексей Николаевич, какой бы она «побитой» ни была, а вот лично у меня возникла необходимость (объяснил выше) к ней вернуться. Ну а если еще и «вызвала живой интерес», то вообще здорово:)

        +4
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич,
          полностью согласен! Для меня эта тема всегда будет актуальной!
          Нет предела совершенству!
          Надо, всегда, стараться сделать жалобу качественнее!
          А самые качественные жалобы, как раз, те, в которых кратко, но емко, описана суть, без лишней «воды»!

          +2
      04 Марта, 09:08 #

      Уважаемый Олег Витальевич, никогда не понимал двадцатистраничные (или тридцатидвухстраничные) жалобы. Сам какое-то время грешил четырехстраничными, и даже их не читают. 

      Если «шапка» позволяет — максимум две страницы. И такое ± работает.

      Но с указанными Вами причинами этого явления я не согласен. Не все нарушения могут вызвать ту самую реакцию и это не значит, что решение является законным.

      +3

      Уважаемый Олег Витальевич, ваш подход к написанию КЖ мне очень импонирует, сама всегда стараюсь писать по-короче, выделяя главное. 
      Но вот шрифт 14, использую только в заголовках и подзаголовках. Не поднимается рука на весь текст в 14 шрифте. (wasntme)

      +2
      Свернуть ветку

        Уважаемая Ольга Алексеевна, я свои жалобы делаю «рельефными»:
        главное — 14-м
        суперглавное — 14м полужирным (не злоупотреблять!)
        второстепенное (пояснения, комментарии, цитаты) — 10-м
        главное во второстепенном — 10-м полужирным.

        Заголовки, подзаголовки тоже имеются. Текст должен быть структурированным.

        Задача всей этой «красоты» — чтобы даже пробегание жалобы по диагонали цепляло глаз.

        +7
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, интересный подход, охота посмотреть, как это выглядит :)
          Я раньше всегда писала 14 шрифтом. Потом выработала компромисс — 13 шрифт, интервал 1,15. Мне кажется органичным в плане соотношения размера к интервалу, не сильно растянуто по листу, но и не мельтешит, как 12 шрифт.

          +2
          Свернуть ветку

        Уважаемый Андрей Владимирович, это очень увлекательный процесс. Я часто удивляюсь тому, насколько, оказывается, можно написанное ужать и сократить без потери смысла и даже наоборот — с выявлением смысла:D

        +4

       
      ↓ Читать полностью ↓
      Уважаемый Олег Витальевич, по уголовным делам не писал жалоб уже 100 лет. Но принцип минимально возможного содержания верен и в арбитражном процессе. Единственное, что могу все же дополнить, так это то, что КСЭС ВС РФ и кассационные суды округов отменяют решения и в связи с неправильно установленными обстоятельствами, когда есть необходимость. Более того, по крайней мере в арбитражном процессе, очень много вещей, которые можно отнести одновременно к вопросам права и факта одновременно. Про уголовку не буду говорить, так как не изучаю уголовную практику. А вот экономколлегия ВС РФ вполне могут отменить судебные акты по существу из-за неправильно установленных обстоятельств. Да, естественно они будут писать о существенном нарушении норм материального или процессуального права, но по существу все будет отменено только благодаря неправильному установлению фактов. Например, вышестоящий суд может указать, что суды должны были еще что-то дополнительно оценить, но не оценили, не учли и т.п. Поэтому в арбитражном процессе я не вижу такого строгого формализма. Кстати, если говорить о кассационных жалобах в АС СЗО, то их точно читают, даже если они большие. Просто большая жалоба, которая содержит и уместные, и неуместные основания,  делает для суда более трудным вопросом отделение зерен от плевел. Поэтому писать про то, что явно не будет принято во внимание просто бессмысленно. Естественно, жалоба должна быть структурирована. В позапрошлом году судья АС СЗО прямо в судебном заседании сказало мне спасибо за четкое изложение и структурирование кассационной жалобы, которая была удовлетворена. Я, честно говоря, даже удивился.Четкое и сущностное  изложение очень помогает. У меня в прошлом году было 7 кассационных жалоб в АС СЗО, из которых 4 были удовлетворено. При этом в одном деле с нашей стороны в кассации никто не участвовал, но она была удовлетворена: это о том, что если есть четкая позиция, то даже нет смысла появляться в кассации. По второй был один доверитель без представителя. Но есть такие представители, которые действительно тратят тонны бумаги на жалобу, словно желая, чтобы суду было максимально трудно найти что-то ценное.Кстати, всегда пишу 14 шрифтом, а сноски — 12-м. Но это дело вкуса. Но все же 14-й шрифт удобнее читать судье. Это точно.

      +5
      Свернуть ветку

        всегда пишу 14 шрифтом... 14-й шрифт удобнее читать судье. Это точно.Уважаемый Станислав Всеволодович, ну вот… А я думал, что это мой заскок:D

        И да, у нас в уголовке тоже выработаны приемы, как вопросы факта завернуть в фантик вопросов права и подать кассационному суду. И судьями такая возможность не отрицается. Но все-таки всеми признается, что это именно уловка. 

        То есть, в законе написано, что нельзя. Но на практике все знают, как это «нельзя» можно обойти. И эта дыра в заборе существует вполне легально.

        +6

      Уважаемый Олег Витальевич, отличная получилась статья, и комментарии к ней преинтереснейшие.

      От себя могу добавить, что по гражданским делам принцип краткости жалобы реализуется по другому.

      Наверное, стОт об этом сделать отдельную публикацию...

      +2

      Уважаемый Олег Витальевич, благодарю за интересную публикацию. Тоже стараюсь насколько возможно сокращать жалобы, но не всегда получается. Думаешь, а вот вдруг что -то упустил. А ваша статья наводит на определенные мысли: чем проще, тем лучше.

      +3
      Свернуть ветку

        а вот вдруг что -то упустилУважаемый Артем Сергеевич, да, приходится проводить селекцию доводов. Это одна из самых трудных работ, но и одна из самых важных.

        +1

      Уважаемый Олег Витальевич, Вы сформулировали, пожалуй, самую честную и рабочую инструкцию по кассации, которую я видел за последние годы! Ваша мысль про «три страницы четырнадцатым шрифтом»  это настоящий вызов против той графомании, в которой тонут многие коллеги, пытаясь взять суд измором и объемом....
      В кассации мы действительно работаем не как писатели, а как ювелиры или саперы, нужно найти ту самую единственную «мину»  существенное нарушение, которое подрывает весь фундамент приговора. Если нарушение приходится «высасывать из пальца» на тридцати листах, значит, это не нарушение, а та самая пресловутая попытка переоценки доказательств, на которой ломается 90% жалоб. Я сам лично, все «не до нарушения» высказываю в прениях и приобщаю письменно!

      Особенно ценно Ваше замечание про критерий «нецензурных чувств». Это ведь чистая психология восприятия-судья кассации должен увидеть в материале не просто «иную трактовку», а нечто такое, от чего у него самого возникнет чувство когнитивного диссонанса. Идея бить врага «преступлениями против правосудия» (глава 31 УК РФ) в рамках процессуального документа это вообще высший пилотаж. Когда нарушение УПК достигает степени общественной опасности уголовного преступления, игнорировать его суду становится просто опасно для собственной репутации.
      Вы верно подметили, кассация  это не место для фантазий, это работа с тем «орудием», которое уже лежит в деле. И если удается найти факт, который превращает жалобу в приговор оппонентам  это и есть идеальный результат. Спасибо за этот «холодный душ» для любителей «слабеньких доводов»:D.

      +4
      Свернуть ветку

        замечание про критерий «нецензурных чувств»Уважаемый Михаил Меликович, собственно ради этого заметка написана. Можно долго рассуждать о том, какое из нарушений является наиболее существенным, а можно прислушаться к «внутреннему голосу» — это бывает полезным:)

        +2

      Уважаемый Олег Витальевич, замечательная публикация. Ваш подход к написанию жалобы в полной мере применим и к гражданским делам. Чем короче, тем больше шансов быть прочитанным и услышанным. 
      Я вообще почти все документы структурирую, даже иски пишу с подзаголовками.
      А то иногда посмотришь: монолитный текст 12 шрифтом (и хорошо, если хотя бы 12) на 5 листах, где даже глазу не за что зацепиться :x

      +2
      Свернуть ветку

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «Идеальная кассационная жалоба по уголовному делу» 5 звезд из 5 на основе 65 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
ПРО
Новая кассация. Как будет рассматриваться кассационная жалоба по уголовному делу по новым правилам.
Статьи, 11 Сентября 2019, 11:26 11 Сентября 2019, 11:26
Кассационная жалоба по уголовному делук
Вопросы и ответы онлайн (архив), 24 Ноября 2016, 11:45 24 Ноября 2016, 11:45
ПРО
"Приговор суда основан на предположениях". Очередная жалоба по уголовному делу о наркотиках направлена ...
Статьи, 10 Декабря 2018, 14:47 10 Декабря 2018, 14:47
Кассационная жалоба по гражданскому делу. Процессуальные нюансы, сложности, наблюдения из практики
Статьи, 27 Сентября 2015, 21:54 27 Сентября 2015, 21:54
Жалоба по уголовному делу
Вопросы и ответы онлайн (архив), 05 Июля 2014, 21:31 05 Июля 2014, 21:31
Жалоба по уголовному делу
Вопросы и ответы онлайн (архив), 10 Июля 2014, 08:34 10 Июля 2014, 08:34
ПРО
Как составить кассационную жалобу по уголовному делу, чтобы повысить вероятность её удовлетворения.
Эксклюзив!, 02 Февраля 2018, 09:48 02 Февраля 2018, 09:48
ПРО
Президиум Мосгорсуда рассмотрел кассационную жалобу защитника по уголовному делу.
Личные блоги, 19 Июня 2017, 09:06 19 Июня 2017, 09:06
Применение тактики затягивания процесса по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч.2 ст.112 ...
Судебная практика, 17 Августа 2020, 22:53 17 Августа 2020, 22:53