Вчерашний выпускник универа, успешно пройдя у прокурора экспресс-тест по уголовному процессу, традиционно заключавшийся в вопросе об отличии обыска от выемки, я приступил к исполнению должностных обязанностей (внимание!) старшего следователя прокуратуры. Обычных следователей там не было в принципе. На дворе стояло преддефолтное лето 1998 года.
Удостоверение дали, а погоны — нет. Только после аттестации. А она — не ранее, чем через полгода. Реально — позднее. И на аттестации прокурор должен, не скрывая гордости за своего новоиспеченного сотрудника, сообщить руководству облпрокуратуры о его успехах. В том числе назвать главный показатель в работе — количество направленных в суд дел.
Итак, задача юного следователя — запихнуть побольше уголовных дел в суд. Руководство поможет, подскажет. Для начала могут дать уже практически расследованное другим следователем дело — только составь обвинительное заключение. Или дадут свежее дело, но несложное.
«Вот тебе 318-я, там какой-то, вроде, ранее судимый милиционеров побил», — таким было напутственное слово к материалу проверки, по которому нужно было возбудить уголовное дело. Мое первое дело. Я полистал его. Там говорилось, что двое милиционеров (водитель УАЗика и участковый) во дворе дома увидели двигающуюся машину, а когда подошли к ней, то обнаружили, что ее водитель и пассажир пьяны. Один еще ничего себя вел, тихий. А другой начал буянить, побил милиционеров, порвал форменное обмундирование.
— Ну что, есть основания для возбуждения уголовного дела? — спросило руководство.
— Ну, вроде, есть — ответил я.
— Ну, возбуждай. Всех допроси, порванную форму осмотри и приобщи как вещдок, характеризующий материал собери, и — в суд!
Делов-то...
Но не тут-то было. Представший предо мной «злодей» рассказал, что, во-первых — пиво в машине пили, но никуда на ней не ездили, а во-вторых — милиционеров он не бил. Чего они «прикопались», вообще не понятно. Да, ехать в отдел с ними он отказался, потому что виновным себя ни в чем не считал. А когда они его стали «вязать», да, он от них вырывался, и вполне успешно, но не более того...
«Злодей» был ростом мал, но жилист и ловок. Борьбой раньше занимался. Милиционеры были его прямой противоположностью: участковый — чисто кабинетный работник, водитель — здоровый такой добродушный парень с «хлебной» фамилией. В общем, «вязать» дебоширов они категорически не умели. Возились долго, хлопотно, после чего вызвали подмогу.
«Вот омоновцы приехавшие — другое дело! — с нескрываемым уважением пояснил подозреваемый, — сразу меня мордой в капот положили». И этим все закончилось.
Милиционеры с версией подозреваемого согласились. «Да, — говорили они, — юркий такой попался, никак его не схватишь!»
В общем, дело не складывалось. Во-первых, нельзя действия гражданина квалифицировать по ст. 318 УК РФ, если его насилие к милиционерам было ответом на их незаконные действия, а в данном случае они действительно «не по делу прикопались» к мирным любителям пива в теплый летний вечерок. Во-вторых, а где само насилие? Не бил ведь он их. Неповиновение было, но это совсем другая история — административная, а не уголовная.
Впрочем, нет. Было насилие. И мне об этом милиционеры шепнули без протокола. Уж не знаю, каким ветром на место происшествия занесло начальника отдела милиции — уважаемого в городе полковника. Возможно, он решил посмотреть на этот поединок, в котором двое его подчиненных не могли справиться с одним мирным жителем и кричали по рации о помощи. В общем, некстати полковник туда приехал. Или не в том месте встал. Но именно он получил от подозреваемого редкой точности удар ногой прямо в пах и отполз в кусты восстанавливать дыхание.
Я позвонил полковнику, и он пригласил меня побеседовать к себе в кабинет. Это был грузный человек в возрасте с большим опытом оперативной работы. О происшествии он мне честно с иронией и без обид на подозреваемого поведал. И сообщил, что, конечно же, «терпилой» быть ему никак не к лицу, а потому на его показания я могу не рассчитывать.
Что еще мне оставалось делать по этому делу? Выяснилось, что очевидцами происшествия были практически все жители дома. Ведь то был теплый летний вечер, окна настежь, а тут во дворе такое...
Я пошел по квартирам. И выяснил, что жители дома были не пассивными зрителями, а очень даже активными болельщиками. Болели они, как и положено, за своего. А появление на месте происшествия автоматчиков вызвало просто бурю народного негодования. «Что ж вы делаете! — кричал народ из окон. — Фашисты!»
Меня люди в своих квартирах встречали как долгожданного гостя, на появление которого уже не рассчитывали. И где бы я еще столкнулся с таким доброжелательством народа? Ведь только молодость и неопытность толкнули меня ходить по квартирам, в то время, как опытные следователи, не покидая своих кабинетов, поручают эту работу операм.
В общем, пришел я к руководству ни с чем. Прекращать надо дело. Руководство странно на меня посмотрело. И я тогда уже понимал, что своим поведением порчу ему статистику: ведь это ж значит — необоснованно возбужденное дело по неполно проверенным материалам, почем зря привлеченный к уголовной ответственности человек, ограничение его конституционных прав… Но вслух руководство сказало, что я… проявил принципиальность… проделал большой объем работы...
А бывший подозреваемый потом за мной с бутылкой коньяка гонялся. Но я — ни-ни! Я ж ведь — следователь прокуратуры! Нет, пить-то мы тогда были горазды (сейчас так не пьют), но — на свои!
Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за интересную историю!
Интересно, сейчас бы такой номер прошел, или начальство потребовало бы «дожимать» (smoke)
Уважаемый Иван Николаевич, сейчас я наблюдаю у следствия выломанные уже при его создании заднюю передачу и педаль тормоза. Только вперед! Пока не упрутся в стену или не кончится бензин.
Уважаемый Олег Витальевич,
Или баблишком не разживутся, за что их все и любят.
Уважаемый Олег Витальевич, мое первое дело — тоже 318-я. До сих пор, как вспоминаю, становится стыдно за то, что гонял мужичка из дальней деревни, чтобы мои косяки в деле исправлять :D
Уважаемый Олег Витальевич,
Адвокат Матвеев Олег Витальевичадвокатский «хлебушек», конечно, печется сложнее, но, наверное, в этом то и есть интерес...(Y)
Уважаемый Владимир Александрович, адвокатский «хлебушек» сильно сложнее. Говоришь то же, что и вчера, когда форму носил, а реакция суда на твои слова вдруг прямо противоположная. Как же так? Вчера со мной соглашались, глотая мои доводы непережеванными, а сейчас я разжевал и в рот вам положил, а вы плюетесь брезгливо.
Ну, ну… Не вешать нос, гардемарины
Уважаемый Владимир Александрович, даже не думал. Нос на эту тему я вешал последний раз лет 15 назад :)
Уважаемый Олег Витальевич, да кто бы сомневался!
Уважаемый Олег Витальевич, отлично рассказано!
Вот были же времена, когда за следователем с бутылкой гонялись.(rofl)
Были, уважаемый Владимир Михайлович. И споры на всю ночь о том, как раскрыть преступление, были. И совместные, не в свое дежурство, выезды на место происшествия, чтобы помочь товарищу, да и просто потому что интересно… Романтики, блин.
Это просто «Улицы разбитых фонарей» какие-то...
Я вот думаю, если снять сегодня фильм про злобных оперов, не признают ли его экстремистским за разжигание вражды в отношении полицейских? Как считаете?
Уважаемый Владимир Александрович, после сегодняшних новостей о новом экстремистском деле возможно, наверное, все.
Уважаемый Олег Витальевич, в своё время Брежнев от мужика с топором убегал, а потом, когда его мужик догнал, оказалось, что это подарок для всеми горячо любимого Леонида Ильича!
Да, напомнили Вы меня в молодости. Такой же ду… принципиальный был! :D
Поздравляю и с… испорченной статистикой, и с искусным написанием статьи. На пенсии будем мемуары писать. Однозначно.(handshake)
На пенсии будем мемуары писатьУважаемый Евгений Алексеевич, (handshake), только где ж адвокату пенсию взять? Адвокат в гроб ложится с ордером в руках.
Уважаемый Олег Витальевич, вот это удачная формулировка.
Я когда выбирал для себя адвокатское направление, исходил именно из этого посыла. Сформулировать так удачно тогда не получилось…
Уважаемый Олег Витальевич, кому как повезло. Я с пенсией, но с ней мемуары писать не получается! Только плакать, разве что! Каждый раз, как получаю пенсию, слезы часа два «текут рекой»! ;(
Мне знакомый недавно говорит: «Вот выходит моя жена на пенсию, называет сумму, ну и как она будет на эту пенсию жить?».
Говорю: " У Вашей жены пенсия как у меня. Давайте расскажу, как на неё можно жить!"(rofl)
Уважаемый Евгений Алексеевич, в те времена ИМЕННО шли по зову сердца а сейчас идут или за баблом или удовлетворять свои садистские наклонности… :(((
Уважаемый Олег Витальевич, по результатам первого дела за мной тоже гонялись.
Пришлось солдатика «отмазать» от уголовной ответственности за ДТП с участием гражданского автомобиля.
Вникал тогда в особенности функционирования военной прокуратуры и гарнизонного суда в качестве военного дознавателя.
Уважаемый Олег Витальевич, вот и я об этом размышлял, что Вы в комментариях дополнили, после коммента Ивана Николаевича.
Через год будем обсуждать, что дела сегодняшние — еще не дно, хотя в те еще времена казалось, что вот он край…
Уважаемый Олег Витальевич, у меня было похожее первое расследованное уголовное дело. Только по ст. 319 УК РФ. Руководитель отдал мне его со словами: «Тут тебе только обвинение предъявить осталось и обвинительное заключение составить! И не забудь, что у тебя в конце недели двухмесячный срок истекает. Дело в плане — не подведи!». С трепетом принимаю дело к производству, и как положено по УПК РФ — отправляю копию постановления прокурору, начинаю изучать. Ситуация вроде банальная — подозреваемый с другом напились в баре и стали дебоширить. Администрация заведения вызвала сотрудников полиции. Те препроводили «хулиганов» в стационарный пункт полиции, где один из них и стал покрывать хранителей порядка отборным матом. Естественно это всё происходило в присутствии приятеля злоумышленника, который как раз и должен был подтвердить ту самую публичность, о которой говорится в диспозиции статьи.
↓ Читать полностью ↓
Подозреваемый допрошен моим предшественником, сотрудники потерпевшими признаны, характеризующий материал собран весь, кроме… нет копии паспорта. Звоню коллеге — «паспорта при нём не было, да ты не беспокойся — приедет на обвинение и снимешь копию — делов-то!». А делов оказалось немало, поскольку подписка о невыезде у подозреваемого истекла уже месяц как, на звонки он не отвечает, адвокат у него по назначению и тоже после первого «общения» с подзащитным с ним не контактировал. Но самое главное, его ФИО моя предшественница записала с его слов. Иду к начальнику (до окончания срока остаётся два дня) — таким багровым я его больше никогда не видел. Совещание с участием инспектора процессуального контроля и начальника ОСБ МВД. Постановление об объявлении в розыск и поручение о проведении ОРМ. Затем — приказ о моём наказании и другое уголовное дело в качестве компенсации морального вреда за необоснованное «административно-дисциплинарное» преследование.
P.S.: подозреваемого в конечном итоге нашли и дело я в прокуратуру направил, но негативные впечатления от гонки показателей остались. Моё первое и глубокое разочарование в работе. Но оно многому меня научило ;-)
Дело в плане — не подведи!Уважаемый Юрий Витальевич, у нас тогда, в 90-е, таких выражений не было. Показатели, конечно, были, но вот чтобы так — «дело в плане», и… кровь из носу — вынь и положь...
А сейчас я от следователей только про этот план и слышу. По-моему, он стал для них священной коровой.
Уважаемый Олег Витальевич, а потом мы все удивляемся, почему в нашей стране так преступления расследуются и почему столько протоколов «под копирку». Статистика губит и деформирует даже самых достойных людей, пришедших в профессию.
На следствии главное — не портить статистику.
В прокуратуре главное — не портить показатели.
В работе судьи главное — не допускать брака и оправдательных приговоров.
В работе судьи главное — не допускать брака и оправдательных приговоров.Уважаемый Ленар Робертович, то есть — тоже не портить статистику. Статистика рулит!
Как говорится в одном легендарном сериале: «Мы живем в самой лучшей стране на свете, а все остальные страны нам завидуют».
Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за интересный случай из практики! Если честно, то приятно удивлен, что руководство дало добро на прекращение уголовного дела:)
Уважаемый Евгений Викторович, да, были времена… Если честно, оно мне и не такие фортели позволяло. Правда, потом избавилось от меня, но, опять же, мягко и корректно :D Если публике интересно, расскажу, еще поразвлекаю своими байками.
Уважаемый Олег Витальевич, повезло подозреваемому с таким следователем! Всю адвокатскую работу за адвоката выполнили! Нехорошо… адвокатов без работы оставлять!
Уважаемый Дмитрий Николаевич, был и более яркий пример, когда за адвоката сделал работу. После этого и решил менять профессию.
Уважаемый Олег Витальевич, не сомневаюсь в Вас! По какой статье интересно поработали за #адвоката#?
Уважаемый Дмитрий Николаевич, по ст. 201 УК РФ. Думаю позднее рассказать эту историю.
Уважаемый Олег Витальевич, счас аналогичная ситуация… следствие размышляет то ли 159 ч3 оставить… то ли все таки 201ч1 перепредьявить… Начали с 204-7… И конечно ждем Вашу историю по 201!
Ах ты, ж черт возьми, Олег Витальевич! Приятно увидеть порядочного следователя.