Вчерашний выпускник универа, успешно пройдя у прокурора экспресс-тест по уголовному процессу, традиционно заключавшийся в вопросе об отличии обыска от выемки, я приступил к исполнению должностных обязанностей (внимание!) старшего следователя прокуратуры. Обычных следователей там не было в принципе. На дворе стояло преддефолтное лето 1998 года.
Удостоверение дали, а погоны — нет. Только после аттестации. А она — не ранее, чем через полгода. Реально — позднее. И на аттестации прокурор должен, не скрывая гордости за своего новоиспеченного сотрудника, сообщить руководству облпрокуратуры о его успехах. В том числе назвать главный показатель в работе — количество направленных в суд дел.
Итак, задача юного следователя — запихнуть побольше уголовных дел в суд. Руководство поможет, подскажет. Для начала могут дать уже практически расследованное другим следователем дело — только составь обвинительное заключение. Или дадут свежее дело, но несложное.
«Вот тебе 318-я, там какой-то, вроде, ранее судимый милиционеров побил», — таким было напутственное слово к материалу проверки, по которому нужно было возбудить уголовное дело. Мое первое дело. Я полистал его. Там говорилось, что двое милиционеров (водитель УАЗика и участковый) во дворе дома увидели двигающуюся машину, а когда подошли к ней, то обнаружили, что ее водитель и пассажир пьяны. Один еще ничего себя вел, тихий. А другой начал буянить, побил милиционеров, порвал форменное обмундирование.
— Ну что, есть основания для возбуждения уголовного дела? — спросило руководство.
— Ну, вроде, есть — ответил я.
— Ну, возбуждай. Всех допроси, порванную форму осмотри и приобщи как вещдок, характеризующий материал собери, и — в суд!
Делов-то...
Но не тут-то было. Представший предо мной «злодей» рассказал, что, во-первых — пиво в машине пили, но никуда на ней не ездили, а во-вторых — милиционеров он не бил. Чего они «прикопались», вообще не понятно. Да, ехать в отдел с ними он отказался, потому что виновным себя ни в чем не считал. А когда они его стали «вязать», да, он от них вырывался, и вполне успешно, но не более того...
«Злодей» был ростом мал, но жилист и ловок. Борьбой раньше занимался. Милиционеры были его прямой противоположностью: участковый — чисто кабинетный работник, водитель — здоровый такой добродушный парень с «хлебной» фамилией. В общем, «вязать» дебоширов они категорически не умели. Возились долго, хлопотно, после чего вызвали подмогу.
«Вот омоновцы приехавшие — другое дело! — с нескрываемым уважением пояснил подозреваемый, — сразу меня мордой в капот положили». И этим все закончилось.
Милиционеры с версией подозреваемого согласились. «Да, — говорили они, — юркий такой попался, никак его не схватишь!»
В общем, дело не складывалось. Во-первых, нельзя действия гражданина квалифицировать по ст. 318 УК РФ, если его насилие к милиционерам было ответом на их незаконные действия, а в данном случае они действительно «не по делу прикопались» к мирным любителям пива в теплый летний вечерок. Во-вторых, а где само насилие? Не бил ведь он их. Неповиновение было, но это совсем другая история — административная, а не уголовная.
Впрочем, нет. Было насилие. И мне об этом милиционеры шепнули без протокола. Уж не знаю, каким ветром на место происшествия занесло начальника отдела милиции — уважаемого в городе полковника. Возможно, он решил посмотреть на этот поединок, в котором двое его подчиненных не могли справиться с одним мирным жителем и кричали по рации о помощи. В общем, некстати полковник туда приехал. Или не в том месте встал. Но именно он получил от подозреваемого редкой точности удар ногой прямо в пах и отполз в кусты восстанавливать дыхание.
Я позвонил полковнику, и он пригласил меня побеседовать к себе в кабинет. Это был грузный человек в возрасте с большим опытом оперативной работы. О происшествии он мне честно с иронией и без обид на подозреваемого поведал. И сообщил, что, конечно же, «терпилой» быть ему никак не к лицу, а потому на его показания я могу не рассчитывать.
Что еще мне оставалось делать по этому делу? Выяснилось, что очевидцами происшествия были практически все жители дома. Ведь то был теплый летний вечер, окна настежь, а тут во дворе такое...
Я пошел по квартирам. И выяснил, что жители дома были не пассивными зрителями, а очень даже активными болельщиками. Болели они, как и положено, за своего. А появление на месте происшествия автоматчиков вызвало просто бурю народного негодования. «Что ж вы делаете! — кричал народ из окон. — Фашисты!»
Меня люди в своих квартирах встречали как долгожданного гостя, на появление которого уже не рассчитывали. И где бы я еще столкнулся с таким доброжелательством народа? Ведь только молодость и неопытность толкнули меня ходить по квартирам, в то время, как опытные следователи, не покидая своих кабинетов, поручают эту работу операм.
В общем, пришел я к руководству ни с чем. Прекращать надо дело. Руководство странно на меня посмотрело. И я тогда уже понимал, что своим поведением порчу ему статистику: ведь это ж значит — необоснованно возбужденное дело по неполно проверенным материалам, почем зря привлеченный к уголовной ответственности человек, ограничение его конституционных прав… Но вслух руководство сказало, что я… проявил принципиальность… проделал большой объем работы...
А бывший подозреваемый потом за мной с бутылкой коньяка гонялся. Но я — ни-ни! Я ж ведь — следователь прокуратуры! Нет, пить-то мы тогда были горазды (сейчас так не пьют), но — на свои!
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
Уважаемый Олег Витальевич, мое первое дело — тоже 318-я. До сих пор, как вспоминаю, становится стыдно за то, что гонял мужичка из дальней деревни, чтобы мои косяки в деле исправлять :D
Уважаемый Олег Витальевич,
Адвокат Матвеев Олег Витальевичадвокатский «хлебушек», конечно, печется сложнее, но, наверное, в этом то и есть интерес...(Y)
Ну, ну… Не вешать нос, гардемарины
Уважаемый Олег Витальевич, да кто бы сомневался!
Уважаемый Олег Витальевич, отлично рассказано!
Вот были же времена, когда за следователем с бутылкой гонялись.(rofl)
Это просто «Улицы разбитых фонарей» какие-то...
Я вот думаю, если снять сегодня фильм про злобных оперов, не признают ли его экстремистским за разжигание вражды в отношении полицейских? Как считаете?
Уважаемый Олег Витальевич, в своё время Брежнев от мужика с топором убегал, а потом, когда его мужик догнал, оказалось, что это подарок для всеми горячо любимого Леонида Ильича!
Да, напомнили Вы меня в молодости. Такой же ду… принципиальный был! :D
Поздравляю и с… испорченной статистикой, и с искусным написанием статьи. На пенсии будем мемуары писать. Однозначно.(handshake)
Уважаемый Олег Витальевич, вот это удачная формулировка.
Я когда выбирал для себя адвокатское направление, исходил именно из этого посыла. Сформулировать так удачно тогда не получилось…
Уважаемый Олег Витальевич, кому как повезло. Я с пенсией, но с ней мемуары писать не получается! Только плакать, разве что! Каждый раз, как получаю пенсию, слезы часа два «текут рекой»! ;(
Мне знакомый недавно говорит: «Вот выходит моя жена на пенсию, называет сумму, ну и как она будет на эту пенсию жить?».
Говорю: " У Вашей жены пенсия как у меня. Давайте расскажу, как на неё можно жить!"(rofl)
Уважаемый Евгений Алексеевич, в те времена ИМЕННО шли по зову сердца а сейчас идут или за баблом или удовлетворять свои садистские наклонности… :(((
Уважаемый Олег Витальевич, по результатам первого дела за мной тоже гонялись.
Пришлось солдатика «отмазать» от уголовной ответственности за ДТП с участием гражданского автомобиля.
Вникал тогда в особенности функционирования военной прокуратуры и гарнизонного суда в качестве военного дознавателя.
Уважаемый Олег Витальевич, вот и я об этом размышлял, что Вы в комментариях дополнили, после коммента Ивана Николаевича.
Через год будем обсуждать, что дела сегодняшние — еще не дно, хотя в те еще времена казалось, что вот он край…
Уважаемый Олег Витальевич, у меня было похожее первое расследованное уголовное дело. Только по ст. 319 УК РФ. Руководитель отдал мне его со словами: «Тут тебе только обвинение предъявить осталось и обвинительное заключение составить! И не забудь, что у тебя в конце недели двухмесячный срок истекает. Дело в плане — не подведи!». С трепетом принимаю дело к производству, и как положено по УПК РФ — отправляю копию постановления прокурору, начинаю изучать. Ситуация вроде банальная — подозреваемый с другом напились в баре и стали дебоширить. Администрация заведения вызвала сотрудников полиции. Те препроводили «хулиганов» в стационарный пункт полиции, где один из них и стал покрывать хранителей порядка отборным матом. Естественно это всё происходило в присутствии приятеля злоумышленника, который как раз и должен был подтвердить ту самую публичность, о которой говорится в диспозиции статьи.
↓ Читать полностью ↓
Подозреваемый допрошен моим предшественником, сотрудники потерпевшими признаны, характеризующий материал собран весь, кроме… нет копии паспорта. Звоню коллеге — «паспорта при нём не было, да ты не беспокойся — приедет на обвинение и снимешь копию — делов-то!». А делов оказалось немало, поскольку подписка о невыезде у подозреваемого истекла уже месяц как, на звонки он не отвечает, адвокат у него по назначению и тоже после первого «общения» с подзащитным с ним не контактировал. Но самое главное, его ФИО моя предшественница записала с его слов. Иду к начальнику (до окончания срока остаётся два дня) — таким багровым я его больше никогда не видел. Совещание с участием инспектора процессуального контроля и начальника ОСБ МВД. Постановление об объявлении в розыск и поручение о проведении ОРМ. Затем — приказ о моём наказании и другое уголовное дело в качестве компенсации морального вреда за необоснованное «административно-дисциплинарное» преследование.
P.S.: подозреваемого в конечном итоге нашли и дело я в прокуратуру направил, но негативные впечатления от гонки показателей остались. Моё первое и глубокое разочарование в работе. Но оно многому меня научило ;-)
Уважаемый Олег Витальевич, а потом мы все удивляемся, почему в нашей стране так преступления расследуются и почему столько протоколов «под копирку». Статистика губит и деформирует даже самых достойных людей, пришедших в профессию.
На следствии главное — не портить статистику.
В прокуратуре главное — не портить показатели.
В работе судьи главное — не допускать брака и оправдательных приговоров.
Как говорится в одном легендарном сериале: «Мы живем в самой лучшей стране на свете, а все остальные страны нам завидуют».
Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за интересный случай из практики! Если честно, то приятно удивлен, что руководство дало добро на прекращение уголовного дела:)
Уважаемый Олег Витальевич, повезло подозреваемому с таким следователем! Всю адвокатскую работу за адвоката выполнили! Нехорошо… адвокатов без работы оставлять!
Уважаемый Олег Витальевич, не сомневаюсь в Вас! По какой статье интересно поработали за #адвоката#?
Уважаемый Олег Витальевич, счас аналогичная ситуация… следствие размышляет то ли 159 ч3 оставить… то ли все таки 201ч1 перепредьявить… Начали с 204-7… И конечно ждем Вашу историю по 201!
Ах ты, ж черт возьми, Олег Витальевич! Приятно увидеть порядочного следователя.
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.

Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за интересную историю!
Интересно, сейчас бы такой номер прошел, или начальство потребовало бы «дожимать» (smoke)
Уважаемый Иван Николаевич, сейчас я наблюдаю у следствия выломанные уже при его создании заднюю передачу и педаль тормоза. Только вперед! Пока не упрутся в стену или не кончится бензин.
Уважаемый Олег Витальевич,
Или баблишком не разживутся, за что их все и любят.