Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта
О способности клиента "заказать услугу" юриста

В ходе дискуссии о том, как правильно на Праворубе «заказать услугу» юриста или адвоката, я высказал сомнение в том, что далекий от юриспруденции человек в принципе способен это сделать. Мы ведь знаем, что каков вопрос, таков будет и ответ. И если неправильно поставить вопрос, то предъявлять требования к ответу — занятие так себе.

И даже мы, самые умные и высокомерные адвокаты при постановке вопросов перед экспертом должны обратиться за помощью к специалисту, о чем прямо указано в законе. А человек с улицы разве способен точно сформулировать задачу перед юристом? И если нет, то как ему быть? В этой связи мне вспомнилась одна давняя история.

Я, молодой, недорогой, но достаточно грамотный адвокат, предстал перед собранием потенциальных клиентов, которые планировали поручить мне вполне посильную задачу. Возглавлял собрание создатель и руководитель предприятия в области микроэлектроники, то есть человек умный, образованный, возможно с ученой степенью, к тому же сильно старше меня. Члены собрания были рангом пониже, но тоже не голь перекатная — жильцы подмосковного коттеджного поселка.

«Нам нужно написать заявление в прокуратуру,» — без предисловий поставил задачу председатель собрания. Далее в разговоре выяснилось, что они считали себя пострадавшими от преступных действий руководства поселка и рассчитывали, что по их заявлению прокуратура должна возбудить уголовное дело и привлечь виновных к уголовной ответственности. Так им, видимо, кто-то сказал. Меня вызвали, чтобы я это просто исполнил. Точка. 

Проблема была в том, что к моменту этой нашей встречи прокуратура уже утратила полномочия возбуждать и расследовать уголовные дела, о чем сидевшие напротив меня ВИП-персоны не знали. И здесь я допустил может быть трусость и малодушие, а может быть порядочность и вежливость. 

Я должен был суетливо достать из портфельчика блокнотик и, услужливо склонясь к моим визави, начать быстро записывать все их пожелания к заявлению, которое собирался составить. Все расспросить в деталях с мельчайшими подробностями. Расспрашивать должен был долго, скрупулезно, потратив на это хотя бы пару часов. Выполнив это и увидев довольные лица клиентов, я должен был неожиданно для них распрямиться, швырнуть блокнот на стол, сообщить им кратко, но веско современные требования закона, свидетельствующие о полной несостоятельности составленного ими плана и их личных качествах, послуживших тому причиной, после чего встать и гордо удалиться, оставив их в замешательстве. 

Но я этого не сделал. Сажать их в лужу я не стал. О несоответствии их задачи требованиям закона я сообщил им сразу же и откорректировал ее (привел в соответствие). А как бы мог их… по столу-то повозить…

Но я это к чему? А вот правило:

Расскажите мне, что у вас болит. Но не говорите мне, как я должен вас лечить. Лекарь здесь я, и план лечения буду определять я (с вашего информированного добровольного согласия, разумеется).

Таким образом, очевидно, что приходящие к нам люди свои цели представляют только в общих чертах. И вряд ли без нашей помощи они способны трансформировать эти смутные желания в конкретные задачи. Мы им в этом можем (и обязаны) помочь, и сделать это можно только в форме диалога, по результатам которого их представление об окружающем мире может сильно измениться. А вместе с этим изменятся и формы нашего с ними дальнейшего взаимодействия. 

Всем добра и взаимопонимания с клиентами!

Автор публикации
ПРО
Россия, Москва и Московская область, Москва
Только уголовные дела. Следователь с 1998, прокурор с 2001, адвокат с 2002.
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (31)

      Да-да, уважаемый Олег Витальевич, именно так.
      Недавно был показательный пример.
      Звонок. Мужчина озвучивает, в чем проблема. Но тут выдает ТЗ: мне нужно написать жалобы во все возможные инстанции. Прямо во все-все-все. Сколько это будет стОить?
      Я озвучила стоимость одной жалобы. Он переспросил: это за одну? Услышав утвердительный ответ, он сник. А я подумала: и зачем ему это? Можно же точечно бить туда, где сработает. Но вслух ничего не сказала, потому что по общению уже поняла, что это вообще не мой клиент.

      +18
      Свернуть ветку

        Уважаемая Ольга Витальевна, выбирать себе клиентов — это привилегия, которую можно заслужить только долгим тяжелым трудом. Поздравляю, что Вы этого достигли(handshake)

        +13
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, это не привилегия, а следствие того самого тяжелого труда, когда ты начинаешь четко понимать, с кем и как хочешь работать. И труд превращается в радость. Я действительно начала получать удовольствие от работы:D
          А Вы кайфуете от работы?

          +4
          Свернуть ветку

            Уважаемая Ольга Витальевна, я от работы испытываю ужас, потому что именно этим словом называется то, что сейчас происходит с уголовкой.

            Недавно хороший московский адвокат Андрей Гривцов на вопрос, что он может посоветовать начинающему уголовному адвокату, выдал: «Беги отсюда, глупец»:) Потом, правда, поправился и изложил необходимый для развития начинающего минимум, если тот бежать почему-то не хочет.

            +12
            Свернуть ветку

              Уважаемый Олег Витальевич, Вы посмотрите поУже — на сам процесс своей работы. Например, когда Вы пишете жалобу. Вот Вы садитесь на стул (или что там у Вас), он такой комфортный. Ваш стол, отполированный годами Вашими локтями. Вы открываете комп, раскладываете документы, шуршите ими, перебираете, вчитываетесь. Вам в голову приходят гениальные мысли. Вы молодец! Вы создаете шедевр юридической мысли, Вы ставите в тупик следователей, судей и прокуроров. То, что они чаще выдают в ответ, это и есть доказательство того, что Вы правы. И даже если что-то не сработало, не получился тот результат, который хотелось бы, Вас это не должно приводить в ужас уже просто потому, что Вы сделали всё, что могли.

              Вы можете сейчас говорить о том, что это система и всё бессмысленно. 

              А я Вам отвечу: чтобы изменить систему — нужно просто ее возглавить:D

              +8
              Свернуть ветку

        Уважаемая Ольга Витальевна, только что вышел из кабинета доверитель. Он был явно удивлён, когда я отказал ему — он думал, что адвокат за деньги готов на всё без вопросов. Мы спокойно поговорили, обсудили, что реально сделать в рамках закона, поговорили о жизни. На этом и расстались, с лёгким чувством понимания с обеих сторон. Мне показалось c пониманием...

        +9
        Свернуть ветку

      Уважаемый Олег Витальевич, я согласен с Вами, что условия взаимодействия с доверителем всякий раз вырабатываются именно в форме диалога, но для того, чтобы этот диалог вообще начался, нужен инициатор — приглашение к обсуждению, которое профессионалы могут хотя бы как-то оценить, и решить для себя, нужно им это вообще или нет. 

      Праворубский раздел заказов — лишь один из многих вариантов размещения приглашения к взаимодействию и диалогу, и каждый может использовать его по своему усмотрению. Вот прямо сейчас в разделе заказов есть вполне адекватная заявка для московских цивилистов, и хотя предложенный гонорар, по столичным расценкам, на мой взгляд, довольно скромен, но возможность предложить свою цену ведь есть.

      +16
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Николаевич, когда этот раздел появился, мне это показалось интересным. Когда в нем появились первые заказы, я увидел в них цифры, которые интересными не были. Когда я понял, что это не недоразумение, а система, я перестал в этот раздел заглядывать. 

        Откуда эти цифры? Люди так думают. По результатам проведенного Праворубом исследования, такое представление о ценах у людей сформировано, как я понял, не в первую очередь ценниками праворубовцев, а интернетом в целом. Изменить это нельзя. Это тупик. 

        Вступать в контакт с людьми с целью их переубедить — тяжелый труд. Кто его будет делать и зачем? Даже если переубеждение пройдет успешно, окажется что денег на надлежащую оплату у переубежденного все равно нет. И это тоже тупик. 

        Вы наверное знаете, какой % контактов в этом разделе закончился результатом «Сделка состоялась». Еще интереснее, какой % состоявшихся сделок принес пользу клиенту, который остался благодарен юристу. В разделе «Судебная практика» я такого не встречал, впрочем я читаю только «уголовку».

        +7
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, я вчера столкнулась с тем, с чем бороться уже невозможно.

          Звонила женщина, договорились о консультации, я на автомате озвучила стоимость. Она: а у Вас здесь написано, что стоимость в 2 раза меньше. Я — где? Она — в интернете.

          В общем, на каком-то из тех ресурсов, куда размещают наши, я считаю, ворованные данные (хоть и взятые из открытых источников, но я лично возражаю, чтобы без моего согласия их не понятно где размещали), есть и фио, и номер из реестра, телефон и, как оказалось, стоимость, которая действительности не соответствует.

          Они на том, что запоняют свои сайты нашими данными, зарабатывают, как минимум на рекламе, и на чем там еще можно. А у нас от этого только минусы.

          Я уже не говорю про мошеннические сайты, где под нашими именами орудуют совсем другие люди.

          Я ее, конечно, перенаправила куда надо.

          +7

        Уважаемый Иван Николаевич, если внимательно прочитать заявку, то приходишь к выводам, что разъяснения и правила Праворуба все же читают и применяют. И стоимость в заявке указана адекватная для входа в сделку. С этого и начинаются предложения. А дальше, стоимость меняется. И гонорар успеха применяется, и размер корректируется.

        Но я хочу отметить, что если доверителям рассказывать, что происходит на портале, и правила поведения, то результат всегда есть. Посмотрите заявку! Уже два человека откликнулись. Поэтому говорить, что раздел «заявки» не работает, неправильно.

        +11
        Свернуть ветку

          Уважаемый Игорь Иванович, да, конечно, на портал заглядывают самые разные люди, и кто-то вначале осматривается и читает инструкции/пояснения, а кто-то просто «лепит наугад». 
          Первые обычно получают адекватный результат, а вторые, чаще всего получают опыт, пусть даже и негативный, но всё-равно полезный ;)

          +10
      18 Марта, 09:15 #

      Уважаемый Олег Витальевич, извините, но далеко не всегда клиенту нужны какие-то предварительные объяснения. Бывают случаи, когда нужны вполне понятные и простые действия — написать жалобу, сходить в заседание, изучить дело и т.п.
      Я не говорю, что этот раздел подходит для любых ситуаций, но для некоторых простых действий он вполне подходит — я дважды пользовался этим сервисом — ознакомление с делом в суде и подача жалобы в другом городе, и оба раза получил именно то, что хотел и даже больше, и цена меня вполне устроила, и работа сделана, так что это вполне рабочий вариант.
      Кстати, когда предложение юриста в принципе принято, никто не мешает обсуждать его сколько угодно, и добавить премию хорошему юристу ничего не мешает.
      Жаль конечно, что у меня нет возможности написать комментарий под той статьёй, но прочитал обсуждение с удовольствием!

      +12
      Свернуть ветку

      Уважаемый Олег Витальевич, по моему опыту, в 95% случаях клиент неправильно определяет свои потребности в юридических услугах.

      Но это не проблема.

      Стоит просто терпеливо, не спеша задавать клиенту вопросы,  в ходе обдумывания которых клиент сам  придёт к выводу, что он поспешил со своими выводами и задаст вам единственно правильный вопрос :«А что в этой ситуации мне делать? Что посоветуете?»

      +10
      Свернуть ветку

      Уважаемый Олег Витальевич, ох уж эта Прокуратура, прям всевидящее око Саурона :), такая бесплатная справедливость и ведь каждый второй ко мне приходящий с этого начинает 8-|.

      Пока на пальцах не объяснишь, чем они занимаются и как они могут помочь (в большинстве случаев никак, плюс ещё рассказываешь про палочную систему, что прокурора нужно заинтересовать, чтобы ему с этой проблемы был репутационный гешефт, например: помог сироте восстановить справедливость, а там и в газете напечатают и начальство похвалит) и всё равно, в большинстве случаев вера в чудодейственную жалобу побеждает, и идёт человек составлять кляузу в юридическую консультацию.

      А потом с красивой отпиской ко мне, а там уже и сроки пропущены и потенциальный ответчик хвосты почистил.

      +8
      Свернуть ветку

        Уважаемый Дмитрий Павлович,
        Прокуратура, прям всевидящее око Саурона :), такая бесплатная справедливость и ведь каждый второй ко мне приходящий с этого начинаетИ это вам еще повезло. Мои иногда начинают с обращения к Путину, и заканчивают хорошо если только квалификационной коллегией судей. Но Генеральная Прокуратура — обязательный элемент программы. Ну и напишем в Спортлото ;)

        +7
        Свернуть ветку

          Уважаемый Владимир Владимирович, одно время ко мне в офис приходила дама, которая просила написать жалобу Галактическому прокурору. Раза 3 точно приходила. Предлагала за работу 50 тыр. Отказал под благовидным предлогом. Не приходит больше, видимо нашлись добрые юристы, пожалели несчастную больную женщину.

          +3

      «Бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна, легко пустой надежде предана, мгновенному внушению послушна, для истины глуха и равнодушна, а баснями питается она.»

      Пушкин АС

      +9
      Свернуть ветку

        Уважаемый Сергей Николаевич, хорошая цитата, уже говорил(Y) Но никто из нас не разбирается и не обязан разбираться во всех вопросах бытия. Для этого и есть специалисты. А дальше — у кого насколько хватит ума услышать их рекомендации.

        +2

      Уважаемый Олег Витальевич, не знаю, в тему или нет, но… В былые, также молодые годы, пришел на встречу. Крупный холдинг. Я при галстуке, у пижмаке… Умные вещи толкаю... Сейчас вспоминаю — и не стыдно: ни за внешний вид, ни за сказанное.  А причина отказа от соглашения была проста. Я назвал стоимость меньше, чем собственник с командой для себя ожидали — и в этом была моя ошибка. Они сразу поняли, что стоимость моей работы «не дотягивает» до их внутренних ожиданий… И, честно говоря, моментально «раскусили» меня. В итоге отказались от моих услуг.

      Ну что ж, опыт — штука ценная: теперь я точно знаю, как правильно определять цену, чтобы не выглядеть слишком щедрым… даже для адвоката. :D

      +7
      Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, ну вот возьмём лоцмана. На судне есть гидролокационные системы, которыми он пользуется. Но карта у него в голове, форватер как свои пять пальцев. Каждый прилив и отлив меняют дно, рифы и отмели постоянно подвижны, а он всё равно проведёт судно. Каждый день. И ценит свою работу так же, как и мы. А спроси, как он это делает — пожмёт плечами и улыбнётся. Не техника, не секреты, а просто внутреннее состояние: опыт, уверенность и чуть-чуть магии…

          У меня это магия. 8)

          +8

      Уважаемый Олег Витальевич, напомнило — обратился ко мне некий иностранец афроамериканского происхождения — негр по-нашему. Уж не помню, кто и чем его обидел, но очень хотел, чтобы я написал жалобы на имя Генерального прокурора, в ЕСПЧ, Президенту, и еще куда-то. После озвученной суммы поинтересовался — нельзя ли сделать скидку за оптовый товар. Ушел от меня еще более обиженным:)

      +7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «О способности клиента "заказать услугу" юриста» 5 звезд из 5 на основе 51 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Воскресенье, вечер... подготовка к защите важного клиента, будни немецкого юриста...
Личные блоги, 22 Июня 2010, 04:02 22 Июня 2010, 04:02
ПРО
Победа ИП в споре с АО «Тулагорводоканалом» с помощью юриста с Праворуба
Судебная практика, 13 Февраля 2022, 00:10 13 Февраля 2022, 00:10
ПРО
Оплата услуг адвоката, юриста, нотариуса в Германии, правовые основы, ложные представления клиента из ...
Статьи, 20 Июня 2010, 15:02 20 Июня 2010, 15:02
ПРО
Оплата услуг адвоката, юриста, нотариуса в Германии, правовые основы, ложные представления клиента из ...
Статьи, 01 Сентября 2010, 15:55 01 Сентября 2010, 15:55
ПРО
Выбор юриста для взыскания долга за рубежом: стратегия, риски
Статьи, 31 Декабря 2025, 08:50 31 Декабря 2025, 08:50
Прощание с иллюзиями ч. 1: разоблачение мифов доверителей о "качественной" работе юриста
Личные блоги, 28 Января 2019, 14:36 28 Января 2019, 14:36
ПРО
Рекомендации выпускникам — с чего начать карьеру юриста
Личные блоги, 08 Декабря 2025, 08:01 08 Декабря 2025, 08:01
ПРО
Бесплатная консультация юриста или адвоката - в чем подвох?
Статьи, 10 Октября 2019, 13:41 10 Октября 2019, 13:41
ПРО
Кодекс профессиональной этики юриста
Личные блоги, 18 Декабря 2025, 10:07 18 Декабря 2025, 10:07
Продвигаемые публикации